воскресенье, 23 сентября 2012
ПРОБЛЕМНЫЙ ПАЦИЕНТПримерно каждый пятый пациент, обращающийся к врачу, вовсе не собирается лечиться. Цель этих людей - повышение собственной самооценки или же элементарное стремление получить какую-то личную выгоду - от больничного листа по случаю конфликта с начальством до попытки спровоцировать судебный процесс.
В Питере подобную публику врачи когда-то заносили даже в специальную базу данных, чтобы от входа дать им от ворот поворот. Но в других городах доктора все еще в плену ложных представлений типа «пациент всегда прав». Что и приводит их то на скамью подсудимых, то просто на растерзание на страницах интернетовских форумов.
Я постараюсь дать несколько типичных портретов проблемных пациентов и поделиться опытом противодействия жуликам или откровенно сумасшедшим, которые время от времени портят жизнь докторам.
читать дальшеControl freak
Внимательнейшим образом читает лицензию, приложение и договор на оказание медицинских услуг. Беседу с врачом начинает как его потенциальный работодатель, так что у доктора появляется впечатление, что он вновь проходит собеседование. В назначениях рвется обсудить с врачом исключительно побочные эффекты от препаратов. Услышав про анализ крови из пальца, долго допытывается, насколько это опасно.
Чем опасен.Съедает кучу времени (от часа и больше на первичный прием) и мотает нервы. Получив первичную консультацию, исчезает в никуда. Если такой пациент останется, он будет жаловаться вам на побочные эффекты от ваших же назначений. А поскольку такой человек, как правило, ленив и необразован, то эти эффекты он будет просто зачитывать вам по бумажке - с аннотации или из фармацевтического справочника. На этом, кстати, такие типы и ловятся.
Способ противодействия.Через десять минут беседы выставить в коридор под предлогом осмотра следующего пациента - с обещанием непременно продолжить чуть позже. На вопросы, требующие развернутого ответа, отсылать к письменным источникам.
«Плакальщица»
Как правило, женщина с весьма незначительными проблемами. При попытке о них рассказать, ударяется в слезы. Уверена, что у нее непременно будет рак - не сейчас, так потом.
Чем опасна. Потеря времени, как и в предыдущем случае. Если вы дадите Плакальщице свой мобильный, она будет звонить вам в самых неожиданных случаях, заставая вас то в туалете, то у кассы в магазине, то в четыре часа утра. Если этой даме больше семидесяти, каждый раз она будет вас знакомить с разными вариантами своего анамнеза, чем, в конце концов, вас окончательно запутает.
Способ противодействия. Рецепт от доктора Хауса: пациент лжет. Слезы Плакальщицы не имеют никакого реального отношения к делу.
Приверженец народной медицины
Судя по его же рассказам, в основном проводит время, гуляя в трусах по зимнему лесу, прихлебывая из фляжки урину и поминутно осеняя себя крестным знамением. Его бабушка была знахаркой и всему его научила в глухой деревне где-то за Уралом. Потом бабушку забрали в секретный институт КГБ, но перед этим она передала ему свой дар предвидения. (На самом деле за плечами такого пациента факультет трубопроводов и канализации политеха и два года на сайте Лечебник.Ру.). Зачем он пришел к вам, непонятно. Окончательно разочаровавшись в медицине сразу по окончании собственного рассказа, уходит, хлопнув дверью.
Чем опасен. Большая френдлента на ЖЖ. Репутацию вам испортит очень надолго.
Способ противодействия. Берегите время и нервы. Дискуссии бесполезны. В шею!
«Олигарх»
Одет с иголочки в блестящий костюм с люрексом. На запястье - «Лонжин» или «Роллекс», который он как бы невзначай демонстрирует. В любую погоду - остроносые блестящие туфли на тоненькой подошве. Машину оставляет за углом. (Лично я сам знаю десяток мест в Москве, где на докризисные $100 можно одеться точно так же - включая «Роллекс»). Характерные фразы: «док, бабло не проблема», «время - деньги», «делайте все, что нужно, сразу - время дороже». После необходимых процедур и манипуляций уходит, забыв заплатить. Не возвращается никогда.
Способ противодействия. Под любым предлогом назначайте обследования, а потом уже обещайте сделать все остальное. Но после консультации он не вернется.
«Силовик»
Вариант «олигарха». На короткой ноге с Путиным или на худой конец, с зам. главы районной управы. Трясет перед носом корочками, обещая, что если ему здесь не помогут, разнесет всю контору вдребезги и пополам. Вас лично укатает в Сибирь навечно.
Способ противодействия. Станьте control freak*ом и посмотрите корочки. Они просрочены, а их владелец уволен из участковых три года тому назад за пьянство.
Змея.
Ангел. Начинает со слов: «доктор, Вы - моя последняя надежда. Мне рекомендовали Вас как крупнейшего и о-о-о-опытнейшего специалиста». На процедуры ходит как часы, все назначения выполняет с педантизмом робота с японского конвейера. В самые болезненные моменты преданно смотрит в глаза.
Чем опасен. Накидывается на вас при первом удобном случае без предупреждения, как конвойный пес. Знает досконально, кому и на что жаловаться. По окончании лечения пишет телегу, из которой следует, что вы его обманули, не помогли ничем, нанесли тяжкий вред здоровью, не имеете медицинского диплома вовсе и в свободное от работы время отрезаете хвосты соседским кошкам. Цели такого пациента - самые что ни на есть меркантильные.
Способ противодействия При первом же подозрении отправлять в самую крупную из доступных клиник. Амбулаторную карту вести идеально, все свои выводы и диагнозы подтверждать данными лаборатории и инструментальными исследованиями. Лечить строго по федеральным стандартам оказания медицинской помощи. Это уже серьезно.